Направленность Программы
Программа имеет естественнонаучную направленность. Освоение ее содержания способствует формированию интереса обучающихся к современным агротехнологическим перспективам развития сельского хозяйства, изучению инновационных технологий выращивания культурных растений. При этом естественнонаучное содержание программы является методологическим потенциалом для развития универсальных компетентностей личности, экологического сознания и его важнейших принципов, необходимых для полноценного проявления интеллектуальных и творческих способностей, профессионального самоопределения обучающихся, связанных с агроэкологией, генетикой и селекцией растений, защитой и фитосанитарным контролем сельскохозяйственных культур.
Уровень программы
Содержание программы предполагает наличие у обучающихся интереса к изучению сельского хозяйства, базовых знаний и навыков в области естественнонаучных дисциплин.
Особенность программы
Особенностью программы является наличие межпредметных связей.
Содержание расширено за счет включения информации о цифровых технологиях в сельском хозяйстве, новых профессиях АПК.
Избранные вопросы сельского хозяйства рассматриваются с точки зрения практики и современных агротехнологий на примере выращивания картофеля, (второго по экономической значимости и самой распространённой в России сельскохозяйственной культуры) и защитой его от болезней.
Обязательным элементом занятий являются лабораторные и практические работы на опытных участках, которые позволяют в полной мере раскрыть практикоориентированность программы.
На теоретических занятиях подробно раскрываются разработанные эффективные технологии и особенности возделывания сельскохозяйственных культур и картофеля. Для этого разработан специальный учебный модуль (Картофелеводство) – пошаговое описание всех агротехнических приёмов применяемых при выращивании картофеля в условиях агроэкологических объединений, агроклассов, учебно-производственных бригад и личных подсобных хозяйств.
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную деятельность, форму работы, дополнять практические занятия новыми приемами и техниками).
Адресат программы
Программа ориентирована на детей среднего и старшего школьного возраста 12 – 18 лет.
Содержание программы разработано с учетом психолого-педагогических особенностей данной категории. Дети среднего возраста начинают проявлять стремление к настоящим глубоким знаниям, которое обуславливается не только возрастными интересами, но и желанием повысить свою общественную значимость.
В старшем возрасте школьники начинают интересоваться явлениями окружающего мира на более высоком уровне, предпринимают попытки объяснения природных и социальных явлений, устанавливают причинно-следственные связи. Начинается процесс формирования теоретического мышления, появляется умение оперировать отвлеченными понятиями. Именно на данном возрастном этапе происходит знакомство с основами научного способа познания действительности.
Программа рассчитана на любой статус детей, имеющих любые интеллектуальные и творческие способности.
Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами обучающихся и их родителей.
Потенциальные роли в программе: более старшие и опытные обучающиеся могут выступать в качестве наставников и консультантов для младших, делиться с ними опытом, принимать участие в исследованиях, в подготовке к конкурсам и конференциям.
Уровень образования детей при приеме в объединение:высокий уровень сформированности познавательных интересов к естественнонаучным дисциплинам, имеются способности к биологии, экологии, физике, химии, географии др.
Круг интересов детей, обучающихся по программе, не должен исключать интерес к изучению естественных наук, сельскому хозяйству, медицине, экологии, компьютерным технологиям, журналистике, психологии и т.д.
Основные характеристики программы
Режим занятий:
Продолжительность обучения по программе – 1 год.
Предложена гибкая структура содержания программы в виде краткосрочных (36 часов) базовых модулей, что обеспечивает вариативность программы и позволяет обучающемуся в течение одного учебного года ознакомиться с разными направлениями и сделать выбор.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, продолжительность занятия составляет 45 минут (один академический час).
В программу включены следующие модули:
- «Фитопатология» (защита растений от болезней);
- «Агрохимия» (питание растений);
- «Картофелеводство» (интегрированная система защиты/выращивания картофеля).
Форма обучения:
Программа предназначена для обучающихся очно-заочной формы обучения, с применением дистанционной формы реализации программы (ДОТ) (в соответствии с Законом № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4).
Уровень освоения программы – базовый.
Организационные формы обучения – групповые и индивидуальные (в группах разновозрастного состава).
Особенности организации образовательного процесса
Занятия с обучающимися делятся на теоретическую часть и практические занятия.
Теоретическую часть ведут педагоги дополнительного образования, прошедшие подготовку с наставниками (из числа авторов Программы), с использованием методических материалов Программы (конспектов и презентаций);
Практические занятия проводят педагоги дополнительного образования, прошедшие подготовку, при взаимодействии с наставниками.
В течение учебного года обучающиеся принимают участие в тематических занятиях. В рамках теоретической части обучающиеся знакомятся с биологическими особенностями и агротехникой выращивания картофеля, перспективными сортами, а также лучшими практиками по реализации программы защиты картофеля от инфекций, болезней и вредителей на всех этапах развития культуры, а также проблемах, которые приходится решать специалистам. При этом участники Программы узнают о современных научно обоснованных технологиях выращивания картофеля и учатся работать с цифровыми системами, помогающими агрономам на современном уровне решать стоящие перед ними задачи. С целью выяснения уровня усвоения материала и готовности к дальнейшему прохождению обучения, Программой предусмотрено проведение промежуточного онлайн – тестирования обучающихся.
На практических занятиях обучающиеся, выполняя самостоятельную работу на опытном участке образовательной организации или личном приусадебном участке, закрепляют полученные теоретические знания.
Во время практических работ авторы программы оказывают консультативную поддержку обучающимся и педагогам дополнительного образования при помощи интернет ресурсов программы (https://vk.com/agrodozor и https://t.me/Agrodozor). Участники программы могут задать вопросы её авторам при помощи бота – https://t.me/AgrodozorBot.
Во время выполнения практических занятий обучающиеся ведут дневник (журнал) наблюдений и работ, который является отчётом о проделанной практической работе. По итогам каждого учебного года обучающимся предлагается оформить индивидуальный отчёт о проделанной работе или проектную, опытно-исследовательскую работу.
При реализации программы максимально широко используются современные методы и технологии дистанционного обучения.
Учебно-методические материалы Программы, презентации, интернет-формы для проведения тестирования размещены на справочно-информационном сайте программы https://agrodozor.ru.